Здравствуйте, Гость

Что нужно знать при анализе рынка (Сезонные тенденции).

дата публикации: 2005-09-19 17:12:00

Рынок нефти, как и любой другой сырьевой рынок, подвержен влиянию множества различных факторов, степень воздействия которых на цены не всегда очевидна.
Сегодня доминирующим с точки зрения установления цен на нефть является биржевой рынок, основными центрами которого являются товарные биржи, расположенные в Нью-Йорке, Лондоне и Сингапуре, что позволяет осуществлять сделки на этом рынке круглосуточно в режиме реального времени. В целях унификации торговля фьючерсными контрактами на этих биржах ведется в основном на так называемые маркерные сорта нефти, к которым относятся, соответственно, Западно-техасская смесь, Брент и Дубай. Торговля другими сортами нефти, как правило, ведется с премией или дисконтом по отношению к маркерным сортам.
В результате цены на нефтяные контракты, практически в режиме реального времени, учитывают все какие-либо существенные факторы, которые могли бы отразиться на соотношении спроса и предложения.
При анализе цен на нефть, как правило, учитывается множество различных факторов, к наиболее существенными из которых, принято относить следующие:

1. Текущие объемы потребления и добычи нефти в мире. Данные о текущем потреблении и добыче нефти регулярно публикуются ведущими информационными агентствами. Известны также прогнозы спроса на нефть, публикуемые различными исследовательскими центрами.
2. Политика ценообразования стран ОПЕК. Страны ОПЕК, как крупнейшие по объемам добычи и экспорта нефти, имеют возможность оказывать существенное влияние на предложение нефти в мире. В дополнение к этому стоимость добычи нефти в этих странах является одной из самых низких в мире. Представители Организации стран – экспортеров нефти регулярно проводят встречи для выработки единой позиции по изменению квот добычи нефти в целях изменения ее стоимости.
3. Изменения объема запасов нефти в мире, в особенности в США, как крупнейшем импортере нефти. Рост запасов на фоне снижения цен на нефть может свидетельствовать о превышении предложения над спросом. Информация об обеспеченности нефтеперерабатывающих заводов сырьем и объеме их коммерческих запасов также может оказать существенное влияние на цены.
4. Цены на альтернативные виды топлива, в том числе на газ.
5. Погодные условия. Цены на нефть подвержены сезонным колебаниям, так как крупнейшие потребители нефти, США и страны Западной Европы, расположены в северном полушарии, и для отопления помещений активно используют печное топливо. Вследствие этого зимой потребление нефти в этих регионах увеличивается. Отопительный сезон длится с октября по март. Тем не менее, в октябре цены на нефть обычно падают. Так же можно наблюдать падение цен при наступлении сильных морозов. Это уже психологический момент. Рынок повышался в ожидании похолодания, а когда уже морозы ударят, то трейдеры начинают фиксировать прибыль.
Еще одним интересным фактом в отопительный сезон  бывает рост цен на нефть на фоне падения цен на природный газ. Дело в том, что на Среднем Западе, где, примерно, 70% хозяйств отапливают дома газом, многие имеют возможность переключаться с газа на печное топливо. Если использование газа становится более дорогостоящим, по сравнению с печным топливом, то происходит уменьшение покупок газа и увеличение закупок печного топлива.
Еще одной отличительной чертой отопительного сезона является довольно частый и, на первый взгляд, беспричинный рост цен на нефть и продукты переработки по пятницам. Это  важный психологический момент. В условиях постоянного ожидания морозов и снежных бурь на Северо-востоке США и Среднем Западе трейдеры просто на просто боятся уходить на выходные с открытыми короткими позициями, так как не известно, какой сюрприз преподнесет погода за уикенд.

Анализ ситуации на рынке нефти не может претендовать на полноту без учета вышеперечисленных факторов, но с другой стороны не может ограничиваться лишь ими. Существуют и другие, порой довольно неожиданные, факторы которые могут привести к существенным колебаниям цен.
 
Достоверных данных о текущем мировом балансе спроса и предложения не существует. Это в первую очередь связано с неточностью оценок конечного потребления нефтепродуктов. В результате возникает т.н. проблема “потерянных баррелей” (missing barrels problem), когда дисбаланс спроса и предложения не приводит к наблюдаемому изменению складских запасов. Поэтому текущие показатели и прогнозы спроса и предложения, публикуемые ежемесячно информационным агентством Министерства энергетики США (EIA) и Международным энергетическим агентством (IEA), представляют собой не реальные оценки фундаментальных факторов, а скорее информационные сигналы, влияющие на ожидания инвесторов.
В этой ситуации трейдеры предпочитают ориентироваться на данные о запасах нефти, из которых наиболее значимой в плане ценообразования является информация о промышленных запасах сырой нефти и нефтепродуктов США ( Америка является самым большим потребителем нефти в мире). Соответствующая информация публикуется в еженедельных обзорах Американского института нефти (API) и EIA. Однако трейдеры пытаются по мере возможности их предугадать – обычно до 80% новой информации отражается в ценах до момента ее появления. В среду (в 18:30 мск) оглашаются данные API и EIA, данные EIA считаются более точными, чем оценки API. Как правило, динамика запасов у API и EIA совпадает. Если рынок ошибается в своих первоначальных оценках, то в среду вероятны резкие колебания цены по сравнению со вторником. В противном случае основной причиной возможных ценовых колебаний будут уже другие информационные сигналы, не связанные с фундаментальными факторами. В свете изложенного для оценки влияния запасов на цены представляется методологически правильным брать либо цены, усредненные за неделю, либо за вторник и среду. Вообще, в последнее время чаще всего по вторникам торговля проходит вяло, а некоторые даже фиксируют прибыль перед выходом данных по запасам в среду.
Рост запасов нефти часто сопровождается падением цен, а сокращение – их увеличением. Однако на цены также влияют запасы нефтепродуктов. Это особенно важно в период максимального спроса, связанного с сезонными факторами. Так, дистилляты играют более заметную роль в зимние месяцы, когда вырастает потребление печного топлива. Запасы бензина, наоборот, важнее летом, в период загородных уикендов. Таким образом, при оценке “фундаментальной” цены на нефть следует учитывать складские запасы сырой нефти, бензинов и дистиллятов.
Национальный совет по нефти США (NPC) выделяет три типа запасов нефти и нефтепродуктов: первичные, вторичные и третичные. Еженедельные доклады API и EIA содержат данные только по первичным запасам (запасы на терминалах, куда нефть непосредственно поступает с танкеров и барж, нефть в нефтепроводах и запасы на НПЗ). Нефть в танкерах, находящихся в пути, к запасам не причисляют. Промежуточные запасы между НПЗ и конечным потребителем, например запасы при заправках и нефтебазах, относятся к вторичным. Третичные запасы включают в себя запасы нефтепродуктов у конечных пользователей. Достоверных данных по вторичным и третичным запасам не существует.
При определении характера зависимости цены от запасов наиболее важен т.н. минимальный уровень запасов (MOI), при котором в технологической цепочке не возникает дефицита. Этот уровень зависит от многих факторов, определяющих структуру нефтяного комплекса региона - протяженности нефтепроводов, характеристик НПЗ и рынка сбыта, доли импорта и т.п. По оценкам NPC, этот уровень для запасов сырой нефти США составлял примерно 300 млн барр. в 1989 г. и 270 млн барр. в 1998 г., а снижение произошло за счет падения добычи нефти на Аляске. Аналогичная оценка Simmons & Company International в 2000 г. составляла 290 млн барр. Очевидно, что эти цифры весьма приблизительны. Между тем именно разница между текущими запасами и MOI, которая характеризует избыточные запасы, влияет на ценообразование. Так, когда избыточные запасы приближаются к нулю, т.е. появляется опасность возникновения дефицита, цена резко возрастает. Это связано с низкой эластичностью спроса на нефть в краткосрочном периоде. Наоборот, когда излишек запасов достаточно велик, спрос на нефть со стороны НПЗ падает, а вслед за ним и цена. Кроме того, существует обратное влияние цены на запасы. Так, когда цены высокие, держать “лишние” запасы дорого и невыгодно, поэтому их реализуют. При низких ценах имеет смысл поднакопить запасы на случай их возможного удорожания.
Нефтяные биржи, торгующие срочными производными финансовыми инструментами, сегодня играют скорее негативную, чем позитивную роль. Поскольку наиболее ликвидными являются контракты с исполнением не позднее, чем через четыре месяца, на биржах невозможно хеджировать колебания цен в долгосрочном периоде. Отсутствие хеджеров компенсируют спекулянты, чье влияние существенно искажает механизм ценообразования. В результате цена определяется текущим балансом спроса и предложения не более чем на 75-80%, оставляя значительный простор для игры на ожиданиях. Поэтому я всегда говорю, что рынок энергоносителей, в частности, нефти и природного газа, является психологическим рынком.  Пожалуй, единственное достоинство нефтяных бирж – высокая ликвидность и относительная прозрачность.
Сезонные тенденции нефтяного рынка.
Если говорить о сезонных снижениях, то прошлый год, пожалуй, был исключением из правил. Сезонное октябрьское снижение началось 27 октября и продлилось до конца первой декады декабря. После этого начался нормальный рост цен, который продлился до конца отопительного сезона. Вполне возможно, что сдвиг в сезонной тенденции произошел из-за неожиданно сильного воздействия урагана «Иван» на нефтяную инфраструктуру США в Мексиканском заливе.
 
На графике 2003г. сезонное снижение закончилось, как и положено, в конце октября. Впрочем, нормальные тенденции просматриваются и в другие года.
 
В 2005г. рынок уже был готов к разрушительным воздействиям ураганов и, когда «Катрин» ударила по Луизиане, а цены на нефть взлетели до рекордного максимума $70.85 за баррель, началось осеннее снижение цен.
На графике декабрьского фьючерса видно, что осенняя коррекция продлилась почти два месяца, что несколько необычно, однако, рекордные уровни цен стоят того. К тому же рынок еще не проверил до конца степень воздействия стоимости нефти $70 за баррель на уровень спроса. Так что коррекцию можно считать законченной и буквально с текущих уровней нужно ожидать возобновления восходящей тенденции.
В прошедшую пятницу цена нефти опускалась к $59.15 за баррель, но по итогам торгов вновь день закрылся выше $60.00 на уровне $60.63 за баррель. В первую очередь тут, конечно, сыграл роль эффект пятницы. Трейдеры активно закрывали короткие позиции перед выходными на фоне движения урагана «Вильма» в Мексиканский залив. Но есть и другая сторона медали.
Уровень $60.00 за баррель был достигнут еще в июне, и, как мы уже видели, не оказал никакого воздействия на уровень спроса в плане снижения. Наоборот, рост цен продолжался, а потребители  покупали бензин по высоким ценам. На данном этапе цены ниже $60.00, вероятно, рынком рассматриваются, как очень низкие, что должно вызывать активные покупки. В текущей ситуации рынку необходимо еще раз проверить уровень $70 за баррель на предмет воздействия на уровень спроса.
Разрушения, нанесенные ураганами «Катрин» и «Рита», намного сильнее разрушений, нанесенных «Иваном» в 2004г. году. Нужно отметить, что коэффициент использования производственных мощностей в середине октября 2004г. года был уже на уровне 93.0% в среднем, в то время, как в конце октября 2005г. продолжает оставаться ниже 80%. С другой стороны, запасы нефти стандартно растут в октябре, т.к. американские НПЗ проводят профилактические работы, связанные с переводом производства на печное топливо в качестве основного продукта. В стандартной ситуации запасы нефти в октябре растут, в среднем на 5 млн. баррелей. В связи с тем, что в этом году в районе Мексиканского залива была остановлена значительно большая часть перерабатывающих мощностей, потребление нефти снизилось, что и привело к не стандартному росту запасов.  Однако, рост запасов нефти не имеет никакого отношения к отопительному сезону. С 1 ноября начинается активный отопительный сезон, а запасы дистилляторов, включающие в себя печное топливо, находятся практически на прошлогодних уровнях.
Согласно данных EIA, 14.10.2004 запасы дистилляторов находились на уровне 121.1 млн. баррелей. По состоянию на 14.10.2005 запасы дистилляторов составили 122.7 млн. баррелей и находятся чуть выше нижней границы среднего диапазона, рассчитываемого для этого времени года. Даже в условиях нормальной зимы такой уровень запасов явно недостаточен. Восстановление производства проходит медленно и по прогнозам,  в Мексиканском заливе к концу декабря 2005г. производство нефти будет сокращено на 33.1% (10.4% полного американского производства), производство природного газа будет все еще сокращено на 20.6% (4.2% общенационального производства природного газа в США).  Переработка нефти на конец года будет сокращена на 1.7%. Восстановление двух НПЗ в Луизиане может затянуться до июня следующего года.
Все это ведет к тому, что спрос этой зимой будет превышать предложение, а зима, как ожидается, будет «полярной». Напомню, что NOAA прогнозирует в среднем по 48 штатам температуры воздуха этой зимой на 3.2% ниже нормальных.  В таких условиях цены на нефть в предстоящем сезоне могут взлететь значительно выше последних рекордных максимумов. Все будет зависеть от погодных условий, но, как уже отмечалось выше, даже нормальная зима приведет к продолжению роста цен.
Здесь описывается ситуация, присутствующая на рынке на конец октября 2005г., но в любом случае, не стоит ожидать падения цен в отопительный сезон октябрь – март.
После окончания отопительного сезона в конце марта происходит снижение спроса, которое сопровождается снижением цен на нефть и продукты переработки. После этого наступает очередной период сезонного снижения цен, который может продлиться до начала автомобильного сезона. В это время происходит накапливание запасов бензина.
Автомобильный сезон, или сезон отпусков, начинается с 1 июня и длится до Дня Труда в сентябре. Естественно, что рост цен на нефть в этот период в основном зависит от спроса на бензин, который является ключевым продуктом.
Однако, есть и еще один важный сезонный фактор – Атлантический сезон ураганов.
Одновременно с автомобильным сезоном стартует и сезон Атлантических ураганов. Я не случайно решил заострить на этом внимание, так как сезон ураганов принес с собой дополнительный «бычий» психологический фактор на энергетические рынки.
Атлантический сезон ураганов начинается, как и автомобильный, 1 июня и длится до 30 ноября. Пик сезона приходится на август – сентябрь. Как правило, ураган формируется из тропического шторма. По определению, тропическим штормом считается скорость ветра от 39 миль в час до 73 миль в час (62.4км/ч – 116 км/ч). Скорость ветра 74 мили в час(118км/ч) и выше считается ураганом.
В нормальных условиях за сезон проходит в среднем шесть ураганов, но 2005г. стал наиболее активным в этом плане за последнее десятилетие. В целом, Национальное погодное агентство предсказывало 9 ураганов. 3-5 ураганов станут главными, попадающими под категории 3-4-5. Под категорию 3 попадают ураганы со скоростью ветра от 111 миль в час до 130 миль в час.
В памяти трейдеров еще живы события 2004 года, когда четыре главных урагана обрушились на побережье США. В течение шести недель Чарли, Франциск, Иван и Джин нанесли в Штатах Луизиана и Флорида ущерба более чем на $40 млрд. Наибольшие разрушения нанес ураган Иван. В частности, было сорвано 7 буровых платформ и повреждено множество трубопроводов, в результате чего на долгое время было остановлено производство нефти и газа в Мексиканском Заливе. Рынок довольно резко отреагировал на стихийное бедствие. Если помните – цены на нефть тогда за месяц взлетели более, чем на 1100 пунктов.
Как уже говорилось выше, сезон ураганов в 2005г. оказался наиболее суровым.  Это связано с более теплыми верхними водами Атлантического океана, что способствует образованию ураганов, и с низким атмосферным давлением.
В 2004г. году первый ураган Алекс образовался 1 августа. Сезон 2005 открыл тропический шторм Арлина уже в начале июня. И, хотя, никто не ожидал, что он превратится в ураган, но одно ожидание движения шторма в Мексиканский залив привело к резким скачкам цен вверх на нефтяном рынке. В частности, в четверг  после формирования шторма цены на нефть WTI взлетели более чем на $2. Это подтверждает тот факт, что в этом сезоне ураганы будут оказывать поддержку росту цен на нефть и газ. Тут важно понимать, что  не возможно уверенно предсказать число и интенсивность ураганов в  сезоне,  а также не возможно точно указать местоположение воздействия ураганов. Это значит, что рынок будет находиться под постоянным психологическим давлением, и все снижения цен на энергетических рынках будут носить кратковременный характер. Напомню, что после атаки ураганов «Катрин» и «Рита»,  в Мексиканском заливе было полностью закрыто производство нефти в США и почти на 80% сокращено производство природного газа. В нормальных условиях в Заливе добывается около 1.5 млн. баррелей нефти в день и 10 Bcf в день  природного газа.
По последним прогнозам синоптиков, ураганы в будущем не собираются снижать активность ввиду общего потепления. Поэтому при анализе рынка постоянно следует обращать внимание на прогнозы погоды в окрестностях Мексиканского залива и Карибского моря.
 
Природный газ

 

В среде трейдеров бытует мнение, что рынок природного газа опасен для торговли и не предсказуем, поэтому торговать им крайне опасно. Действительно, из всех сезонных тенденций, существующих на рынке товарных фьючерсов, энергетический рынок самый волатильный, а входящий в это семейство природный газ наиболее экстремальный. Однако, из всех рынков энергетического сектора нет ни одного более последовательного, чем рынок природного газа. Подобно своим собратьям по энергетическому рынку, сырой нефти, бензину и печному топливу, природный газ часто показывает наиболее длинные тенденции движения цены, основанные на фундаментальных факторах, которые возникают в определенное время года.

Например, фьючерсы на бензин исторически повышаются весной, поскольку дистрибьюторы аккумулируют запасы в ожидании высокого спроса в период летнего автомобильного сезона. Конечно, нет никакой гарантии, что ценовые тенденции будут идентичны из года в год. Есть множество внешних факторов, которые могут изменить или даже полностью разрушить основные принципы, на которых обычно основываются движения цен, но на энергетическом рынке это случается редко. Рост и снижение сезонного спроса в США будет перемещать цены фьючерсов в специфическом направлении, не зависимо от уровней абсолютной цены.

В первую очередь нужно отметить тот факт, что рынок природного газа имеет значительно меньше основных принципов (фундаментальных факторов), влияющих на движение цен, чем рынок нефти и нефтепродуктов, что делает движение цен исключительно последовательными. Другими словами, на рынке природного газа существует значительно меньше проблем, которые могут возникнуть и изменить сезонную тенденцию.

США - безусловно, самый крупный в мире потребитель сырой нефти и природного газа, а это значит, что циклы спроса в пределах страны имеют большое воздействие на цены фьючерсов, обращающихся на NYMEX. Однако, если США на сегодняшний день импортируют более 60% всего годового потребления нефти, то импорт природного газа составляет всего 18%. Это означает, что, примерно, 82% потребностей природного газа производятся внутри страны. Поскольку основной процент потребностей удовлетворяется внутренним производством, а большая часть импорта идет из Канады и Мексики, то цены на природный газ менее восприимчивы к международным событиям (срыв поставок, рост спроса в Китае, терроризм и др.), чем цены на нефть и нефтепродукты. Это означает, что цены на природный газ наиболее вероятно будут следовать нормальной сезонной тенденции.

 

 

Рассмотрим основные сезонные тенденции. Как правило, цены на газ начинают рост в конце летнего сезона, примерно  aвгуст-сентябрь, поскольку дистрибьюторы начинают аккумулировать запасы газа в ожидании зимы, для удовлетворения спроса в отопительный сезон октябрь - март. Напомню, что в отопительный сезон самым крупным потребителем является Средний Запад, расходующий около 70% всего потребления газа в США. Аккумулирование государственных запасов, как правило, длится до 31 октября.  Как только процесс накопления запасов закончен, цены начинают резко снижаться, часто прямо в середине зимы. Тот же самый цикл повторяется в начале весны, когда дистрибьюторы начинают процесс накопления запасов в ожидании летнего сезона. Казалось бы, зачем нужно накапливать газ перед автомобильным сезоном? Однако, не все так просто. В Южных Соединенных Штатах летом для охлаждения помещений начинается активное использование кондиционеров. В данном случае, значительные запасы газа расходуются на производство дополнительной электроэнергии. Как только запасы газа достигают приемлемых уровней, примерно к концу мая, восходящая тенденция меняется на нисходящую и цены падают до августа.

Способность циклов спроса влиять на цену газа беспрецедентна. Конечно, нельзя заявлять, что движения прошлых лет будут в точности повторяться в будущем. Но если рассмотреть диаграммы 2002, 2003, 2004 годов, то мы увидим положительную корреляцию сезонных движений, см. диаграммы. Скажу больше, в течение последних 15 лет большинство сезонных движений фьючерсов на природный газ совпадают. Теперь посмотрим на дневной график майского фьючерса на природный газ и сравним его с диаграммами прошлых лет.

 

 

На графике хорошо видно, что дистрибьюторы покупали газ для накопления запасов с середины февраля до 1 апреля. Статистические данные EIA показали, что за неделю, закончившуюся 8 апреля, запасы газа выросли до 1293 Bcf. Запасы газа увеличились на +44 Bcf, в то время как в прошлом году увеличение запасов составило +20 Bcf, за тот же период. Это может означать, что дистрибьюторы ожидают более сильный спрос этим летом, чем прошлым. С другой стороны, снижению спроса весной способствовала более теплая погода на севере США.

Как видите, если подходить к вопросу с умом, то торговля газом не так уж сложна и опасна. Конечно, этот инструмент не подходит для маленьких депозитов, но, имея на счету хотя бы $10000, можно смело работать минимальным лотом.

  1. Когда начинается и заканчивается отопительный сезон? Какой из нефтепродуктов является ключевым в зимний период?
  2. Когда начинается и заканчивается сезон отпусков? Какой из нефтепродуктов является ключевым в этот период?
  3. Какой еще один сезонный фактор оказывает влияние на динамику цен в период автомобильного сезона?
  4. Когда выходят статданные EIA по запасам нефти и нефтепродуктов?
  5. Какое влияние на динамику цен может оказать сильное снижение запасов печного топлива в разгар отопительного сезона.
  6. Как отреагирует рынок, если запасы печного топлива по данным EIA в середине марта окажутся ниже нижней границы среднего диапазона?
  7. Какое кол-во нефти (газа) производится в США в Мексиканском заливе?
  8. Какое влияние на цену природного газа окажет нефтепровода в Ираке?
  9. Какое влияние на динамику цен фьючерсов на природный газ  может оказать летом повышение температуры в США выше нормальных уровней?
  10. Допустим, имеется длительное снижение цен на нефть. Как может отреагировать рынок на заявление представителей OPEC снизить квоты на добычу на ближайшей конференции?
  11. OPEC, как правило, снижает квоты перед окончанием отопительного сезона. Почему?

2005-09-19 17:12:00
Александр Борисович Борц

© 1998-2010 ГК "АЛЬПАРИ"   © 2003-2010 Viac.ru
info@viac.ru
webmaster@viac.ru
the developer
СтартоваяСервисыФорумНовости сайтаАнонсы сайтаПоискКарта сайтаПартнеры

Powered by Dynacont